- Пасха
- главный христианский праздник в честь воскресения Христа, установленный апостолами и первоначально посвященный воспоминанию смерти Христа. Сначала на всем Востоке П. праздновалась 14 дня месяца нисана, в день приготовления евреями пасхального агнца, когда, по сказанию евангелиста Иоанна и по мнению древнейших отцов церкви, как Ириней, Ориген и др., последовала крестная смерть И. Христа. Пасхальный агнец евреев прообраз И. Христа, почему в Св. Писании Христос называется агнцем Божиим, агнцем пасхальным, Пасхой. Отцы церкви сохраняют за ним это название и производят слово П. от греч. страдать, а не от иуд. переходить. По синоптикам, смерть Христа последовала 15 дня нисана, а не 14; однако христиане восточные, следовавшие в вопросе о П. им, справляли все-таки П. 14 нисана, празднуя воспоминание тайной вечери И. Христа. По мнению новых исследователей, нет оснований для утверждения, что у коринфян был особый праздник П. У них были еженедельные празднования, более торжественные в начале года, когда они совпадали с днями годовщины смерти и воскресения Христа. Во II в. образовались 2 праздника, которые назывались П.: П. в честь смерти И. Христа и П. в честь воскресения Христова. Первую праздновали в скорби и строгом посте от пятницы до утра воскресенья и заканчивали воскресной евхаристией. Вторая П., по некоторым свидетельствам, праздновалась 50 дней и называлась Пятидесятницей, так как считалась праздником не только воскресения Христа, но и Его вознесения, а также сошествия Св. Духа. Постепенно с обособлением церкви от иудейства, празднование П. одновременно с иудеями 14 нисана стало казаться несообразным с существом П. Праздновавших П. в этот день называли в церквах, образовавшихся из язычников, иудействующими, квадродециманами. На западе П. совершали всегда в 1-й после полнолуния день воскресный, а не в пятницу. Это различие повело к так наз. "пасхальному спору" между Востоком и Западом с конца II в. в продолжение всего III в. Для рассмотрения вопроса были собраны соборы в Палестине, Понте, Галлии, Александрии и Коринфе, и только Никейский вселенский собор постановил праздновать П. непременно отдельно от иудеев и непременно в день воскресный, следующий за полнолунием. Для более точного определения дня П. на каждый год сделаны были надлежащие исчисления. Однако не все церкви приняли новое правило; многие сохраняли старый обычай праздновать П. 14 нисана; тогда антиохийский собор 341 г. отлучил этих "иудействующих". В V в. название П. стало усваиваться только празднику Воскресения Христова, и он стал торжественнее совершаться. Светлое Воскресение стало называться "царем дней", "праздником праздников". Празднование П. сопровождалось церковными манифестациями, иллюминацией; императоры отпускали из тюрем многих заключенных, богатые отпускали на свободу рабов, бедные получали помощь от правительства. В известные моменты в храмах восклицали, обращаясь друг к другу: "Господь воскрес! Воистину воскрес!" С особенной торжественностью по особому чинопоследован. празднуется П. и доселе. Богослужение Воскресению Христову начинается уже в вел. суб. Особенно торжественно оно открывается на утрени. После полунощницы бывает торжественное шествие вокруг храма, чтобы встретить Христа, подобно мироносицам, встретившим воскресшего Христа вне Иерусалима. Во время утрени, при словах "друг друга обымем, рцем, братие", бывает целование. Часы в П. состоят из пасхальных песнопений; на литургии, совершаемой в самые ранние часы, читается евангелие от Иоанна о божестве Христа; если литургия совершается собором священников, то евангелие читается на разных языках, в знак того, что большая часть народов признают воскресшего своим Богом и Господом. Пасхальные песни составлены большей частью Иоанном Дамаскином. Богослужение в продолжение всей пасхальной седмицы совершается при открытых царских вратах, в знак того, что воскресением И. Христа всем верующим открыт доступ на небо. При пасхальном целовании и приветствии (Христос воскресе!) дарят друг друга красными яйцами. Обычай этот идет издревле от св. Марии Магдалины, которая поднесла имп. Тиверию в дар красное яйцо с приветствием: "Христос Воскресе", и с этих слов начала свою проповедь. Яйцо служит символом гроба и возникновения жизни в самых недрах его; окрашенное красной краской, оно знаменует наше возрождение кровью Христа. На П. также благословляют артос и яства, особенно сыр и яйца, которые с этого времени дозволяется есть. Есть обычай в этот день приносить для освящения в притвор церкви домашние артос, сыр и яйца. Во всю седмицу бывает целодневный звон в знак торжества церкви, празднующей победу Христа над смертью и адом. Праздник П. продолжается 40 дней, в память 40-дневного пребывания Христа на земле по воскресении. В отдание П. служба совершается, как в отдания дванадесятых святых праздников.
Полный православный богословский энциклопедический словарь. В двух томах. - Спб.: Изд-во П. П. Сойкина. П. П. Сойкин. 1913.